Древние Храмы
Храм Святого великомученика Дмитрия Солунского
Одной из них является церковь Святого Дмитрия Солунского. Феодосия числит этот храм едва ли не ценнейшим в городе.
Одноапсидная прямоугольная в плане базилика, перекрыта коробовым сводом на подпружных арках. Отличается строгой архитектурой, простотой форм и скромными размерами (7х8 метров). Возведена из бутового камня, внешне не облицована. Вход — с запада. Портал входа профилирован тесаными камнями, над ним расположена стрельчатая ниша. Двускатная крыша покрыта черепицей.
Возле храма находятся древний фонтан 1491 года и скала-памятник, открытые в 1913—1915 годах врачом К. Белиловским около минерального источника «Кафа».
Живопись
В интерьере сохранились остатки фрески. В лучшем состоянии находятся росписи алтарной апсиды:
- «Христос на троне» (фигура Христа, справа от которого стоит Иоанн Креститель, а слева — Богородица).
- «Евхаристия» (слева — Христос с чашей и шесть апостолов, справа — Христос с хлебом и шесть учеников).
- «Богородица с младенцем».
На западной стене — фрагменты «Страшного Суда». Сегодня живопись практически утрачена. Часть фресок содержит надписи на греческом языке, что позволило считать храм греческим.
СОДЕРЖАНИЕ
- Где находится
- История и легенды
- Посещение и фрески
- Как добираться
- Посетителям
Где находится храм Дмитрия Солунского на карте
Он располагается в юго-восточной части Феодосии, рядом с крепостью Кафа. Вблизи также можно обнаружить другие церкви – Иверскую, Иоанна Богослова, Стефана и Георгиевскую. Невдалеке несложно отыскать Горбольницу №1, Армянскую крепость, две башни – Криско и Доковую, памятник К.А. Белиловскому.
Греки и армяне
Церковь Дмитрия Солунского – достаточно хорошо изученный объект. Время ее сооружения относят к середине XIV века. Место ее расположения было почетным – она стояла на территории городской цитадели Кафа, главного укрепления.
Специалисты полагают, что изначально строение принадлежало греческой общине – внутри обнаружены надписи на этом языке.
3D-панорама у храма Дмитрия Солунского
Благодаря высокой прочности храмовая конструкция выдержала и турецкое нашествие, и гитлеровское, и знаменитое землетрясение 1927 года.
Несколько лет назад осуществлен дополнительный комплекс охранных мероприятий. Ради сохранности удивительных настенных надписей изнутри строение покрыли особым составом, защищающим их от осыпания и обесцвечивания. Реставрационные работы выдуться и сейчас в 2019 г под контролем и участии Феодосийской Епархии и меценатов, более подробно о ходе работ можно почитать в разделе сайта “Реставрация Древних Храмов”.
Хотя сегодня церковь является действующей, а экскурсии в нее водят регулярно, вход сюда не свободный. В ней проводятся только некоторые богослужения, туда не допускаются индивидуальные туристы. Когда нет ни службы, ни экскурсионных программ, храм запирают, что тоже важно для сохранения уникальных росписей.
Легенды, близкие к правде
Храм Дмитрия Солунского в Феодосии настолько стар, что просто не мог не обрасти легендами. Но в данном случае внимание привлекает факт, что многие из них оказываются близки к истине.
Так о фресках Дмитриевской церкви говорят, что они являются результатом труда великого Феофана Грека.
И тут историки почти согласны с нами священниками. Доказательств такого авторства нет. Но из документов известно, что живописец в Феодосии бывал и какие-то работы по росписи святынь тут выполнял. Да и время его пребывания в городе примерно совпадает со сроками строительства церкви Дмитрия Солунского. В ее мозаиках четко просматривается византийский стиль иконописи, свойственный Греку. Так что ничего невозможного в его авторстве нет – нужны лишь дополнительные исследования.
Уникальная роспись и не только
Роспись – главное достояние храма. Внешне он выглядит даже как-то примитивно – неспециалист и не заметит такой достопримечательности. Строение прямоугольное в плане, размерами 7 на 8 м, с небольшой алтарной абсидой. Крыша двускатная, черепичная. Вход расположен в западной стене, оформлен тесаным камнем и стрельчатой выемкой чуть выше. Церковь сложена из тесаного серого камня и никаких украшений снаружи не имеет.
Изнутри же изначально фресочными мозаиками были покрыты все стеновые поверхности. Но сейчас они сохранилась только фрагментарно: в более-менее приличном состоянии остались до сегодня лишь в алтарной части. Там изображен Иисус Христос с Иоанном Крестителем и Богородицей, Дева Мария с Младенцем, а также сцена причастия (Христос с апостолами во время Тайной вечери).
Незначительные фрески сохранились также на западной стене, где изображался Страшный суд. Все они выполнены в византийском стиле, а надписи на них – на греческом языке. Сегодня они покрыты материалом, призванным предотвратить дальнейшее разрушение. Отзывы специалистов характеризуют их как потрясающие образцы средневековой живописи. Современные иконописцы сделали попытку восстановить утраченные изображения, сделав эскизы предполагаемых рисунков на бумаге.
Как добраться (доехать)?
Ближе всего отсюда располагается остановка «Городская больница» через которую проходится несколько маршруток и автобусов — №№ 1, 2а, 14 и 15.
Как добраться (доехать)?
Ближе всего отсюда располагается остановка «Городская больница» через которую проходится несколько маршруток и автобусов — №№ 1, 2а, 14 и 15.
На автомобиле от центра Феодосии добираться до святыни проще всего так:
Контактная информация
- Адрес: ул. Корабельная, Феодосия, Крым, Россия.
- Координаты GPS: 45.021667, 35.403889.
Как ценнейший памятник истории и культуры, церковь Дмитрия Солунского в Феодосии находится под строгой охраной закона. В 2019 году начаты подготовительные работы по дальнейшей реставрации храма. Кроме того в нем летом и осенью совершаются Богослужения, а так же теперь в храме будет находиться частица мощей самого Святого Димитрия Солунского которую передал для этого храма протоиерей Федор Конюхов с сопроводительным письмом к мощам.
Храм Святого Георгия Мученика Победоносца
(Георгиевская церковь)
Церковь Святого Георгия (греч. Ναὸς τοῦ Ἅγίου Γεωργίου) — православная церковь XIV века в Феодосии, часть комплекса Генуэзской крепости. Церковь была частью ансамбля Георгиевского монастыря, который в XV веке находился за городом, на юг от стен внешнего оборонного кольца (район современных ул. Нахимова и Десантников). Храм многократно перестраивался, купол был построен в XIX веке.
Содержание
- 1 Архитектура
- 2 Современность
Архитектура
Церковь Св. Георгия представляет собой прямоугольное в плане строение, перекрытое полукруглыми сводами на подпружных арках. Относится к зданиям зального типа и сложена из бута (некоторые части облицованы тесанным известняком). Черепичная кровля двухскатная. Церковь небольшая, что может свидетельствовать о том, что прихожане были небогатыми.
Современность
В начале XIX века в церкви хранились архивные документы.
Храм Святого Иоанна Предтечи (Керчь)
Самый древний каменный храм России и восточной Европы. Уникальный керченский кафедральный собор святого Иоанна Предтечи — единственный из памятников архитектуры, сохранившихся с периода расцвета Тмутараканского княжества (X-XI вв.).
Храм Иоанна Предтечи – один из древнейших памятников раннего средневекового зодчества: здесь как бы соединены две архитектурные системы — базиликальная и крестово-купольная византийской планировке, как и Собор Святой Софии в Константинополе или его копия в неовизантийском стиле как Морской Никольский Собор в Кронштадте. Храм – выдающееся произведение архитектуры, единственная из византийских церквей, чудом уцелевшая. Предполагают, что храм Иоанна Предтечи был построен в VI-IX веке, подтверждением тому служит греческая надпись на одной из колонн, поддерживающих свод храма: «Здесь покоится раб Божий, сын Георгия. Преставился месяца мумия 3 (дня) часа 10 (в лете) от Адама 6260 (от Р. X. 752)». В кладке храма обнаружены амфоры VIII-IX века, их использовали в качестве голосников.
О храме говорится в надписи так называемого «Тмутараканского камня», который хранится в Эрмитаже: «В лето 1576 г, Бениндикта 6 Глеб князь мерил море по делу от Тмутараканя до Кърчева 10000 и 4000 сажен». В те далекие времена храм стоял у самого берега моря.
По преданию, сам апостол Андрей Первозванный благословил возведение храма на берегах Керчи, тогдашнего Боспора в 65 году н.э. в честь своего первого учителя Иоанна Предтечи. Именно в это время апостол Андрей, согласно записям монаха Епифания, прибыл впервые для проповеди в эту местность. Подтверждением этому служила и почитаемая святыня — камень с отпечатком стопы Первозванного апостола, который находился у самого храма вплоть до революционного времени 1917 года. В революционные годы камень исчез и дальнейшая его судьба не известна.
Древние предметы и Святыни
Из древних предметов, найденых в соборе, достойны внимания — деревянная чаша, относимая к VI веку, с едва заметными изображениями Спасителя, Богоматери, святого Иоанна Предтечи и Распятия, две серебряные чаши — одна XVI-XVII века, а другая — конца XVIII.
Ковчег с мощами апостола Симона Кананита, который, по словам монаха Епифания, был вкопан в основание храма Святых Апостолов, находившегося на этом месте ранее, позднейшими авторами не описывался и не был найден при раскопках. Судя по многочисленным свидетельствам, в храме находились иные святыни — греческое рукописное Евангелие (возможно, XI века), рукописный «Апостол» из Константинополя (возможно, конца XI—XII века), древние иконы Спасителя, Богоматери, Иоанна Предтечи, икона Варвары Великомученицы 1703 года. Подробное описание святынь дали историки Н. Мурзакевич и Х. Х. Зенкевич. По их словам, иконы Спасителя и Богоматери «замечательны своей древностью», при этом икона святого Иоанна Предтечи «отличается наибольшей древностью и пользуется большим почитанием». Иконы эти были так ветхи, что «дерево начинало тлеть». Евангелие было написано «в малый лист, 6 вершков длины и 4,5 вершков ширины», книга хорошо сохранилась, имела 258 листов и кожаный переплёт. На каждой странице было 23—24 равномерно расположенные строки, месяцеслов заканчивался 29 августа — днём памяти усекновения главы Иоанна. Текст был написан чёрными чернилами, заглавные буквы «обрисованы киноварью, голубой и жёлтой краской». «Апостол» содержал 243 листа 7 на 5 вершков, тоже в кожаном переплёте. В этой книге многих листов из середины не хватало. На каждом листе было два столбца из 26—27 строк.
Как минимум две из описанных икон находились в храме ещё в 1927 году, поскольку, по словам П. Юкина, в церкви он расчистил иконы Божьей Матери XV века и Иоанна Предтечи в рост XV века «италогреческого письма». Что случилось с ними впоследствии, неизвестно, но многие хранившиеся в храме реликвии погибли во время Великой Отечественной войны.
Собор Иоанна Предтечи состоит из двух частей: собственно — древней церкви Иоанна Предтечи и пристройки, сделанной в XIX веке. В 1834 году был разобран нартекс с западной стеной и пристроен трехнефный притвор в псевдовизантийском стиле. В 1845 году к церкви пристроили еще двухъярусную колокольню, а позже северный притвор, освещенный в честь Святителя Николая архиепископа Мир Ликийского. Во время реконструкции храма в 30-х годах XIX века под куполом древнего храма были обнаружены фрески, с изображением двух святых.
Фрески
«Изображения в древнем храме» видел ещё в 1665 году Эвлия Челеби. Позднее (неясно, в какое время) фрески были закрыты штукатуркой, поэтому путешественники XVIII—XIX веков не упоминали о росписях храма. После того, как были обнаружены остатки росписей храма стали появляться утверждения о том, что храм был расписан Феофаном Греком. Более того, предположение об авторстве Феофана приписывалось И. Грабарю.
Фрески на южном и северном столбах предалтарной арки
Из письма Епифания Премудрого (игумену тверского Спасо-Афанасьевского монастыря Кириллу) известно, что Феофан Грек бывал в Крыму, но Епифаний упоминал лишь Кафу (Феодосию). Было организовано несколько экспедиций для поиска работ Феофана, но ни одна из них не увенчалась успехом. Весной 1927 года и в 1928 году в такую экспедицию в Крым ездили сотрудники ЦГРМ И. Грабарь, А. Анисимов, П. Юкин (дядя В. Юкина) и другие. Они расчистили и укрепили фрески во многих памятниках. Грабарь, действительно высказывал предположение об авторстве Феофана, но не в отношении фресок храма Иоанна Предтечи в Керчи (о существовании которых на тот момент даже не было известно), а в отношении фресок храма Иоанна Предтечи в Феодосии на Карантине(храм Святого великомученика Дмитрия Солунского). Через 10 лет во время экспедиции в 1937—1938 годах реставраторы Государственной Третьяковской галереи П. И. Юкин и И. А. Баранова обнаружили в храме Иоанна Предтечи фрески, осуществив пробное раскрытие небольших фрагментов. Согласно их отчёту, оставшемуся неопубликованным, поверх фресок трижды была нанесена покраска при ремонтах храма. Сама же роспись находилась на втором слое штукатурки, который можно отнести к XIV веку. Сохранившиеся небольшие фрагменты росписей были расчищены лишь в 50-х годах. На основе анализа их художественных и технических особенностей археолог О. И. Домбровский датировал их началом XIV века, отметив, что два фрагмента написаны разными авторами. По словам Домбровского, «удлинённость пропорций, изысканно-простая трактовка складок одежды, аскетическая скупость красок и доходящая до гротескности смелость рисунка настойчиво вызывают в памяти образы фресок Феофана Грека». Реставрация фресок, проведённая сотрудниками Киевской реставрационной мастерской в 1980—1981 годах, и анализ их стиля подтвердили датировку Домбровского в пределах XIV века. Однако последняя реставрация и сопутствующее ей исследование росписи позволили отказаться от её стилевого сближения с Феофаном Греком, какой бы заманчивой ни казалась такая связь. Судя по всему, автор росписи собора никак не связан с Феофаном и является представителем другого течения в византийской позднепалеологовской живописи.
Конечно, уровень сохранности фресок не позволяет точно определить стиль их автора, однако для реставраторов и искусствоведов очевидно, что роспись храма представляла собой образец византийской монументальной живописи XIV века, более яркий, чем фрески церкви Стефана. Художник был не местным, с большой степенью вероятности он происходил из крупного византийского культурного центра — возможно, из Малой Азии, как и архитектор храма. Фрески находятся в центральной апсиде, которая менее прочих частей здания пострадала при переделках. Кусок подлинной росписи небольшого размера (примерно 16 на 16 сантиметров) расположен над аркой у алтаря. На нём можно различить фрагмент одеяний. Вероятно, над этим местом был изображён ряд фигур. Примерно на том же уровне на южной пилястре заметны фрагменты фигуры, немного ниже изображён святой, лик которого пострадал сильнее других частей тела. Однако этот фрагмент росписи можно оценить по общему силуэту и рисунку. На южной стороне северо-восточной колонны расположено изображение неизвестного святого, которое сохранилось лучше всех. Хорошо просматривается последняя буква с энергичным декоративным росчерком на конце, обычным для XIV века. Также этому периоду (и более поздним) соответствует резкий ритм линий фигуры. В облике святого чувствуется острота и энергия. Отмечается высокий уровень выучки автора фресок, хотя заметны автоматизм и заученность.
В 60-е годы прошлого столетия вокруг храма был рынок — торговали рыбой. С выбитыми окнами, с кустарником на стенах и крыше, он являл в те годы печальное зрелище. После реставрации в храме была открыта лапидарная коллекция музея. Только в 90-х годах древний храм был возвращен церкви, сегодня в нем совершаются богослужения. Cобор находится под охраной ЮНЕСКО.
Множество паломников приезжают сюда со всех уголков мира. Это прекрасное место, в котором современный человек может найти утешение, спастись от суеты шумного города. Здесь мы соприкасаясь с вечностью, забываем о времени и, наконец, вспоминаем об истинном смысле жизни.
Храм является памятником византийского искусства. Остатки сооружения VI века (возможно, базилики) были использованы как основание для нового храма примерно в X веке. В XIX веке к храму пристроили притворы и колокольню в неовизантийском стиле. При этом древняя часть храма даже после всех последующих перестроек и реконструкций сохраняет свою византийскую крестово-купольную планировку. Сама церковь прекрасно сохранилась и не была разрушена; существует версия, что во время Крымского ханства она использовалась как мечеть. Росписи храма были некогда замазаны побелкой, что привело к почти полной утрате фресок XIV века. При реставрации штукатурка была удалена, и очертания древних фресок стали видны.
До 30-х годов XIV века храм не упоминался в письменных источниках. Первым можно считать описание Ибн Баттуты, который посетил Корчев в 1334 году и провёл ночь в церкви, название которой не упомина. По словам автора биографии путешественника, И. В. Тимофеева, церковь, которую описал Ибн Баттута, — это храм, известный ныне как храм Усекновения главы Иоанна Предтечи.
В честь Иоанна Предтечи церковь была освящена лишь в конце XVIII или начале XIX века, а до того носила другое название. В 1634 году Эмиддио Дортелли Д’Асколи, глава миссии доминиканцев, носивший номинальный титул префекта Кафы и Татарии, посетил Керчь. По его словам, «внутри крепости находится не очень большая церковь, во имя святого Георгия, принадлежащая грекам, в которой есть алтарь с куполом, поддерживаемым четырьмя великолепными колоннами из мрамора. На верху этого купола виднеется очень много раковин, устричных и иных морских, так вросших в камень, что они кажутся как бы находящимися на месте своего происхождения». По мнению Александра Бертье-Делагарда, Д’Асколи ошибался и перепутал монастырь святого Георгия с церковью Иоанна Предтечи. Однако церковь в то время действительно могла носить имя святого Георгия, поскольку неизвестно, в честь какого святого она была освящена первоначально. Лишь в последней четверти XVIII года её стали называть в документах «церковью Святого Иоанна» и «Иоанно-Предтеченской»
В отношении датировки церкви у специалистов до сих пор нет единого мнения; все отмечают лишь то, что храм древний. Внимание учёных и путешественников церковь привлекла ещё в конце XVIII века. На одной из колонн храма есть надпись: «Здесь покоится раб Божий Кириак сын Георгия внук Винира. Преставился месяца июня 3 индикта 10 в лето от Адама 6265 (6260)», которую неоднократно отмечали путешественники и исследователи, зачастую делая вывод о том, что надпись датирует и сам храм. При этом года они указывали разные. В 1848 году архиепископ Гавриил писал, что церковь, по слухам, построена не позднее 600 года. П.И. Сумароков полагал, что надпись на колонне датирует и храм. Аналогично и П. А. Дюбрюкс считал, что «дата гравирована в надписи на одной из колонн». Дюбуа де Монпере, Павел Васильевич Беккер, Генри Дейнби Сеймур считали, что надпись на колонне указывает на древность храма, при этом Беккер и Сеймур сами не видели надпись и опирались на мнение Дюбуа де Монпере.
Обследование церкви было произведено лишь в 1867 году И. С. Рыдзевским, а затем в 1884 году А. А. Авдеевым.
Церковь Иоанна Предтечи в Керчи, вид с юга, востока и севера. Мурзакевич Н.,1836
А. Бертье-Делагард первым предположил, что «надпись на одной из колонн вовсе не свидетельствует о времени постройки самой церкви св. Иоанна». Вслед за ним В. В. Латышев отмечал, что «надпись часто считается свидетельством о времени постройки церкви св. Иоанна», но обращал внимание на то, что при строительстве могла быть использована колонна из другой, более древней постройки. По мнению учёного, надпись на колонне свидетельствовала, что по содержанию она не имеет никакого отношения к постройке церкви. Н. И. Брунов считал, что «сравнение форм керченской церкви с другими памятниками византийской архитектуры — единственный возможный метод для датировки здания…». При этом он считал, несмотря на мнение Бертье Делагарда и Латышева, что нужно принять в расчёт и надпись на колонне, поскольку нет данных, что она относится к другой постройке, и расположение надписи противоречит предположению, что она происходит из другого сооружения. Поэтому Н. Брунов датировал храм первой половиной VIII века. По мнению Т. И. Макаровой, колонна была взята из базилики, ранее, в VIII веке, стоявшей на том же месте. Н. П. Кондаков и Т. Макарова датировали храм IX—X веками. Е. В. Веймарн относил постройку храма к VIII веку.
По мнению А. Бертье-Делагарда, купольные постройки в Крыму получили распространение в XIII веке, и «едва ли церковь Иоанна Предтечи древнее этого», а в комментариях к запискам Эмиддио Дортелли Д’Асколи он отмечал, что «по архитектурным особенностям она едва ли ранее ХІІ века». По мнению А. Л. Якобсона, с IX века основной формой храмов на православном Востоке вместо базилики стал крестово-купольный храм с четырьмя опорами барабана купола, и храм в Керчи был промежуточным звеном развития такой структуры. Он датировал храм концом VIII века, «судя по композиции здания и технике кладки с чередованием рядов кирпича и камня, а также учитывая надпись на колонне храма». По мнению учёного, формы голосников подтверждают датировку.
Ю. С. Асеев на основе архитектурных обследований датировал храм в пределах X—XIV веков. Однако надпись Тмутараканского камня, находящегося в Эрмитаже, возможно, содержит отсылку к керченскому храму. Текст надписи: «В лето 6576 [1068 год] индикта 6 Глеб князь мерил море по леду от Тмутороканя до Корчева 14000 сажен». Т. И. Макарова полагала, что, возможно, было измерено расстояние между церковью Иоанна Предтечи в Керчи и ныне не сохранившейся церковью Богоматери на Таманском полуострове. Тем самым задана верхняя граница для датировок храма — начало XI века.
Архитектура
План первоначального храма по Н. И. Брунову
Храм крестово-купольный, при этом крест вписанный, а купольные подпоры стоят свободно внутри пространства храма. По первоначальному плану у храма не было боковых входов. Крест был покрыт двускатными кровлями, лежавшими непосредственно над арками лопаток. Барабан первоначально был круглым, но впоследствии с помощью штукатурки ему придали граненую форму. Верхние части ветвей креста и северный фасад имели ниши с полуциркульным верхом. Аналогичные ниши были в апсидах: в средней апсиде пять, в северной и южной — три ниши поменьше. Внутреннее пространство храма делилось арками и колоннами на части. Н. Брунов отмечал: «характерное отличие от столичных (константинопольских) форм состоит в данном случае в том, что коробовые своды ветвей креста лежат на подпружных арках. Композиция, совершенно подобная подпорам керченской церкви, характерна для ряда церквей Трапезунта». По мнению учёного, источником форм храма была Малая Азия. Ещё одним важным отличием храма в Керчи от константинопольских является выделение центрального креста за счет понижения других частей храма. В кладке стен чередуются ряды белого камня и плоского кирпича — плинфы. В пропорциях всех частей здания Н. Брунов отметил вертикализм — храм как бы вытянут по вертикали. В архитектуре Константинополя эта черта была характерна для построек начиная с IX века и особенно в XII веке. Первоначально в боковых апсидах были окна, у алтарной преграды установили два столба. Хотя посреди храма имеются колонны, многие из них не играют роль несущих конструкций, а стоят свободно без нагрузки и являются декоративным элементом. Согласно А. Бертье-Делагарду, колонны храма такие же, как и описанные учёным в Херсонесе: они явно сборные, поскольку диаметр капителей отличается от диаметра колонн. По его мнению, колонны «получены из Херсонеса». Т. Макарова отмечает, что церковь Богоматери в Тамани 1023 года постройки во многом была подобна церкви Иоанна Предтечи в Керчи: использовался одинаковый красный песчаник при постройке, погребения также совершались в каменных ящиках.
История
Встроенные в стены храма античные погребальные стелы
Предыстория
Монах Епифаний, посетивший Крым в 815—820 годах, писал, что видел в Боспоре большой храм Св. Апостолов, в основании которого был вкопан ковчег с именем Апостола Симона Кананита, и часть мощей апостола дали Епифанию. Этот храм имел форму базилики, вмурованные в основание мощи находились в ней, вероятно, с момента постройки. Исходя из этого, Л. Ю. Пономарёв предположил, что храм Св. Апостолов был построен в конце V—VI веке. Об этом храме протоиерейПажимов в 1884 году писал, что «документов и записок об основании сей церкви нет, а по народному преданию относится к постройкам VI века».
По мнению Е. В. Веймарна храм Иоанна Предтечи возник там, где ранее в IV—VI веках была «солидная постройка», разрушенная и закрытая насыпью. На её месте был сооружён храм, фундаментами для которого частично стали стены предыдущих строений. Вероятно, этим строением был храм Св. Апостолов. При строительстве храма Иоанна Предтечи и его последующих реконструкциях в стенах и полах храма оказались встроены обломки, как античных времён, так и ранее стоявшей на этом месте базилики. Результаты раскопок, проведённых под руководством Т. И. Макаровой показали, что храм был возведён в IX—X веках одновременно с жилым районом, к нему примыкавшим, «прямо на остатках базилики, диаметр апсиды которой несколько не совпал с диаметром апсиды нового храма». Т. Макарова, как и А. Бертье-Делагард, отметила «сборный характер колонн и капителей» храма, которые, по её мнению, были взяты из этой ранней базилики.
До 1917 года
Нет данных о том, когда и каким перестройкам подвергался храм. На основании описания Ибн Баттутой фресок храма, некоторые исследователи делали вывод, что примерно в XIV веке храм был превращён в мечеть, однако других аргументов в пользу такого предположения нет. Наоборот, известно, что христианские храмы действовали в Керчи всё время одновременно с мечетями. В XIV веке время прошла реконструкция храма, следы которой зафиксированы археологами, апсиды были заложены каменной облицовкой, толщина которой достигала 1 метра. Всего же при расчистке росписей было выявлено несколько слоев штукатурки, фрески были на втором, но сверху было ещё три слоя, относящихся к трём реконструкциям.
В 1783 году Крым был присоединён к России. Христианское население городов стало увеличиваться. В связи с ростом населения Керчи сначала был построен ещё один храм, а затем было принято решение об увеличении вместимости храма Иоанна Предтечи. В 1801 году начался ремонт храма с увеличением его размеров, к августу 1803 года соорудили трёхнефную западную пристройку с хорами и колокольней. К 1835 году была возведена северная прямоугольная пристройка с пилястрами и фронтоном. В начале 1840-х годов церковь опять реконструировали, при этом старую колокольню заменил притвор, а вместо неё по проекту Александра Дигби (младшего) возвели новую двухъярусную колокольню с запада. За годы существования храм основательно ушёл под землю — вокруг него наросли пласты земли; кроме того, при сооружении крепости храм окружили валы. В 1892 году северная пристройка была переделана в придел, освященный 13 (25) ноября 1893 года во имя Николая Чудотворца и святой Великомученицы Екатерины в память об избавлении от смерти цесаревича Николая 29 апреля (11 мая) 1891 года в Японии.
8 января 1896 года в Императорскую археологическую комиссию поступил запрос на разрешение перестройки части храма, и разрешение было выдано, но лишь на работы по переустройству новой части, пристроенной к храму в XIX веке, а древнюю часть комиссия не разрешала перестраивать. В 1896 году придел был расширен за счёт полукруглых выступов и тамбура по проекту А. И. Карапетова. Аналогичные запросы поступали в комиссию в 1898, 1908 и 1909 годах, при этом сообщалось, что древние стены не сохранились. В Керчь был командирован П. П. Покрышкин для определения состояния памятника. 8 апреля 1909 года состоялось реставрационное заседание Комиссии, на котором в том числе рассматривалось состояние храма Иоанна Предтечи (XVI по порядку). Согласно протоколу заседания были доложены описание церкви по состоянию на 1887 год, выдержки из заключения Н. Н. Кондакова от 1889 года, выдержки из статьи А. А. Авдеева 1887 года, доклад П. П. Покрышкина о проведенном им 20—23 марта 1909 года осмотре храма, а также переписка о несогласованном расширении храма. Постановление комиссии подтвердило предыдущее решение и разрешало расширение и перестройку лишь новой части здания, и то лишь при условии, что проект расширения новой части будет представлен в Комиссию.
- Проект пристроек к храму в 1842 году
- Проект колокольни городского архитектора Керчи А. Дигби младшего, 1842 год
- Проект пристройки северного престола. Западный фасад. А. И. Карапетов, 1895 год
- Проект пристройки северного престола. Северный фасад. Разрезы. А.Карапетов, 1895 год
После 1917 года
В конце 1920-х — 1930-х годах довольно активно шло изучение и исследование памятников Крыма. В постановлении Президиума КрымЦИК «О состоянии и задачах музейного строительства в Крымской АССР» от 2 октября 1934 года ставилась задача провести за два месяца учёт памятников, в том числе памятников старины. Созданный список был утверждён 20 марта 1935 года, но Церковь Иоанна предтечи в него не попала. 28 декабря 1937 года в храме разместился склад. В 1938 году из республиканского бюджета было выделено 26 тысяч рублей Керченскому историко-археологическому музею, часть этих средств была использована для работ в церкви Иоанна Предтечи. В храме починили кровлю и водостоки, оштукатурили стены, на алтарных столбах раскрыли фрески . Здание храма было передано музею для размещения антирелигиозной экспозиции. Во время немецкой оккупации в храме шли службы, а в 1947 году в нём были размещены экспозиции лапидария. В послевоенные годы состояние памятника беспокоило архиепископа Крымской епархии Луку (В. Ф. Войно-Ясенецкого), уроженца Керчи. Он неоднократно обращался по этому вопросу к уполномоченному Совета по делам Русской Православной Церкви при Совете Министров СССР по Крымской области Я. Жданову и просил его передать храм верующим. В 1960 году в храме опять был размещён лапидарий. Статус памятника архитектуры республиканского значения был присвоен храму лишь Постановлением Совета Министров УССР № 970 от 24 августа 1963 года, и подтвержден решением Крымского облисполкома № 595 от 05 сентября 1969 года. Попадание в реестр памятников культуры не означало, что здание оберегалось. Рядом с храмом в 1960-е годы стихийно возник рыбный рынок, храм ветшал, купол разрушался.
В 1967—1970 годах Республиканские научно-реставрационные мастерские (с 1980 года НИИ «Укрпроектреставрация») по поручению Совета Министров УССР от 1965 года проводили исследования и разрабатывали проектную документацию реставрации храма, которая началась с фасадов в 1972 году. Руководила реставрацией Е. И. Лопушинская, которая была автором проекта (одновременно велись раскопки под руководством Т. И. Макаровой). Купол и барабан укрепили с помощью металлического каркаса, позднейшие наслоения были сняты, реставраторы восстановили облицовку стен, раскрыли древнее основание. В отреставрированном храме была размещена часть лапидарной коллекции Керченского музея, которая находилась в нём до 1985 года.
В 1976 году был принят генеральный план города, который с тех пор не менялся более тридцати лет. Воспользовавшись тем, что в генплане не были установлены охранные зоны памятников культуры, руководители города В. Ф. Дубов и С. А. Чистов начали сносить исторические здания, расчищая место для городской застройки. Среди зданий, которые рассматривались для сноса, была и церковь Иоанна Предтечи Охранная зона храма была установлена лишь решением Крымского облисполкома № 284 от 22 мая 1979 года: границами зоны стали главная аллея площади Ленина, переулки Дмитрова и Трудовой. В 1990 году был составлен «Проект охранных зон памятников истории и культуры Керчи», который, однако, остался лишь на бумаге ввиду развала СССР. В июне того же 1990 года Керченский горисполком принял решение передать церковь «Керченскому православному религиозному обществу», а в следующем году Совет Министров Крымской АССР закрепил права на использование храма за общиной Иоанно-Предтеченской церкви. В 2010 году НИИ памятникоохранных исследований Министерства культуры Украины составил «Историко-архитектурный опорный план и зоны охраны», который послужил основой для генерального плана Керчи, утверждённого в следующем году. В 2013 году Священный Синод Украинской православной церкви принял решение о создании Феодосийской епархии, кафедральным собором которой стал храм Иоанна Предтечи. После вхождения Республики Крым в состав России в 2014 году распоряжением правительства Российской Федерации № 2073-р от 17.10.2015 года храм был включён в число объектов культурного наследия России федерального значения (Регистрационный номер 911510358900006).
Клингер И., Шульце А. Интерьер церкви в 1854 году
Иванов И. Вид древней церкви в Керчи. Предположительно 1803 год. Колокольня в процессе строительства
Храм иконы Божией Матери «Знамение»
Храм иконы Божией Матери «Знамение» — древнейшая церковь Крыма в с. Грушевка (Судакский район) ул. Садовая, д. 103-а. Настоятель иромонах Марк (Александров).
Церковь необычного вида: из бутового камня сложено большое прямоугольное здание, украшенное скромными фронтонами, была многократно перестроена, но сохранила практически все свидетельства своей многовековой истории.
Церковь Знамения ведет свою историю от первых веков христианства. Подтверждением тому является «алтарь в алтаре». Небольшое помещение, перекрытое сферическим куполом, держащимся на специальных «закладных камнях» — так выглядела часовня первых веков во имя Равноапостольной Марии Магдалины. В эпоху гуннского нашествия часовня была разрушена и восстановлена в VI веке, когда Таврида находилась под властью Византии. Тогда же, чтобы обезопасить людей от новых военных бедствий, строители выкопали подземный ход, следы которого также можно увидеть в церкви. Он вел на гору Агармыш, где ныне находятся руины древнего монастыря.
В 1330 году в долине Салы (историческое название современной Грушевки) появились армяне — переселенцы из города Ани, захваченного турками. Известно, что некий богатый человек по имени Саркис Агасян в 1375 году пожертвовал на строительство 400 динаров — сумму, по тем временам баснословную. В 1410 году храм был освящен в часть Равноапостольной Нины — просветительницы Иверии и Преподобного Григория — просветителя Армении.
В 1779 году христианское, в том числе армянское, население Крыма было переселено на Дон. Село опустело. Но вскоре после присоединения Крыма к Российской империи в Салы были поселены отставные солдаты. Вместе с домами-мазанками новые жители отстроили и церковь.
Церковь предназначалась не только для селян, но и для расквартированного в Салах Таврического конного полка. По преданию, командир полка передал в дар храму старинную икону кремлевского письма Божией Матери «Знамение». Архивные документы сообщают, что «в 1792 году в селе из армянского храма была построена каменная православная церковь и освящена в честь Знаменской иконы Божиеи Матери».
Село крепло, население увеличивалось, и в 1864 году церковь была расширена пристройкой двух боковых приделов, а спустя пять лет у храма была построена колокольня невиданной высоты — 42 метра! Звонницу украшал царь-колокол весом 165 пудов.
В 1944 году, сразу после освобождения Крыма, в церкви были возобновлены богослужения. К сожалению, богоборческая власть оказалась сильнее, и в 1959 году церковь была закрыта — «по причине аварийного состояния здания». Колокольня и притвор были разрушены.
В 1994 году в Грушевке была зарегистрирована община в честь иконы Божией Матери «Знамение» и началось возрождение древней церкви. Спустя год житель Старого Крыма Владимир передал храму его святыню — старинную, XVIII века храмовую икону Знамения Божией Матери.
В алтаре чудом сохранилась древняя фреска с изображением молящегося Спасителя. Во время ремонтных работ в 2004 году были найдены мощи священнослужителя и старинное кадило. Ныне в храме почивают частицы мощей угодников Божиих: равноапостольной Марии Магдалины, святого Агапита — врача Киево-Печерского. Весьма почитаема икона святителя и чудотворца Николая, архиепископа Мирликийского. Он по традиции считается покровителем странствующих. Поэтому к его иконе с особым благоговением прикладываются путешествующие, кто направляется в Феодосию, Судак или Симферополь, ведь Грушевский храм стоит недалеко от шоссе.
В период проведения реконструкции храма, рабочие обнаружили фрагмент армянского хачкара — вырезанного в камне изображения процветшего креста 600–700 лет назад. Древние резные изображения крестов можно увидеть и на стенах церкви.
В храме есть нетрадиционная икона, изображающая юношу в современной военной форме.
— Это Женя Родионов, русский воин-мученик — говорит отец Марк. — Он прославился мученическим подвигом в Чечне. Молодой солдат, Женя был захвачен в плен. Бандиты предложили Родионову выбор: или он снимает нательный крестик, либо его ждет мучительная смерть. Женя отказался, и после трех месяцев жестоких пыток, 23 мая 1996 года изверги отрезали ему голову. Мать опознала тело сына по нательному крестику. Поразительно, что даже с мертвого бандиты не сорвали крестик — не посмели.
Во время реставрационных работ под алтарной ризницей церкви была найдена небольшая пещера, которая, вероятно, служила ризницей. Настоятель церкви иеромонах Савватий на территории храма с помощью прихожан вырыл колодец глубиной 10 метров, в котором даже в самый жаркий день студеная родниковая вода. Освящен колодец был в праздник Иоанна Богослова.
На территории церкви построен Дом Милосердия.
Первоначально на месте церкви была пещера, в которой молились первые христиане.
По преданию, эти места посетил апостол Андрей Первозданный.
На руинах церкви жителям села неоднократно являлась Равноапостольная Мария Магдалина.
В средние века здесь проходил Великий Шелковый путь и церковь была местом, где странники могли обратиться к Богу.
В XIX веке святой Иннокентий Таврический обвенчал в церкви сразу 43 пары новых жителей села — отставных солдат и специально привезенных для них невест, потомки которых по сей день живут в Грушевке.
Неподалеку от церкви находится источник во имя святого целителя Пантелеймона
Храм Святого пророка Божьего Илии
Храм во имя Святого пророка Божьего Илии, село Солнечная долина, ул. Черноморская, 18. Настоятель иерей Игорь Беляев.
В центре села, на холме стоит очень древний храм, построенный в ІХ-ХІ веке по типу армянских церквей. О Свято-Илиинском храме народная память хранит множество преданий. Одно из них вошло в знаменитый сборник крымских легенд, составленный Н. Марксом в начале XX века. В нем рассказывается о трагедии, произошедшей много веков назад, когда в канун Рождества на греческую деревушку налетели чагатаи Темура Аксака. Отец Петр спрятал в храме женщин и детей, а мужчин призвал встретить смерть, как подобает христианам. Даже время не стерло со ступеней церкви следы крови на том месте, где погиб священник и его юная дочь, не покинувшая отца в последний час.
Не менее трагичны и реальные события, произошедшие в Свято-Илиинском храме. В 1771 году русские войска под командованием М.В. Долгорукого разбили турецкую армию и заняли Кафу. Узнав об этом, турки в гневе убили православного священника отца Петра, которого жители почитали святым.
Главной реликвией древнего храма является купель, сделанная из капители мраморной колонны какого-то языческого храма. Богослужения в храме прекратились в 1936 году, в годы Великой Отечественной войны в нем молились румыны. После войны церковь вновь была закрыта и пришла в запустение. Только в конце 1990-х годов ее отреставрировали и передали верующим.
Храм Покрова Пресвятой Богородицы
Храм Покрова Пресвятой Богородицы в Судаке ул. Ленина, 27, настоятель Архимадрит Марк(Александров), тел. 3-47-50
В XIX веке единственный православный храм в Судаке находился на территории крепости. Но добираться туда было далеко, да и сам храм к тому времени состарился, обветшал и требовал ремонта, поэтому решили построить новую церковь в поселке. Торжественная Закладка состоялась 20 сентября 1819 года, однако строительство затянулось на долгие годы из-за нехватки средств.
Церковь Покрова Пресвятой Богородицы неоднократно посещали представители императорской семьи, Николай II пожертвовал средства на ремонт храма, пострадавшего во время землетрясения 1869 года. В 1936 году советская власть запретила проводить Богослужения, но они возобновились во время войны и продолжались до 1965 года. Затем в закрытом храме устроили Дом пионеров, а после – мастерскую по ремонту телевизоров.
В 1990 году под сводами отреставрированной церкви снова зазвучали слова молитвы. В 1996 году в Покровском храме появилась роспись художника И. Сахарова, изображающая Крымских святых.
Покровская церковь представляет собой крестово-купольное здание. С севера, юга и запада сделаны входы, украшенные четырьмя колоннами и треугольными фронтонами. Под фронтоном над главным входом надпись: «Пресвятая богородице, спаси нас», а по обе стороны от двери мозаичные изображения святых. В западной стене храма над дверью на мраморной плите надпись: «Во имя Покрова Пресвятая богородицы. Сооружен, сей храм от воплощения Бога Слова в 1819 году, сентября 20 дня. Дому Твоему подобает святыня Господи в долготу дней. Придете, и поклонимся, и припадём Ему, и всплачемся пред Господом, сотворившим нас».
Церковь в честь иконы Богородицы «Всех Скорбящих Радосте»
Адрес: с. Насыпное, ул. Южнобережная, 35. тел. 2-58-09
Настоятель: иерей Вадим Кислюк
Построена в 1830 году на средства отставного генерала-майора Захария Бикорюкова, которому эти земли были пожалованы императрицей Екатериной II после присоединения Крыма к России. Обосновавшись здесь, он переселил сюда крестьян из курской и харьковской губерний. Новое село получило название Насыпкой, что означает «насыпанное». Выстроенная для крестьян церковь была украшена с трёх сторон колоннами, треугольными фронтонами и двухъярусной колокольней. Является образцом провинциального классицизма.
Место постройки церкви овеяно легендами и преданиями. Ещё в IV-VI веках от Р.Х. здесь находилась византийская часовня св. Иоанна Предтечи. Позже заселившие эти земли армяне на месте часовни возвели храм в честь св. Григория. Во время религиозного конфликта в 1618 году храм был подожжен, и в огне погибли около 500 христиан, укрывшихся в его стенах. По свидетельствам местных пастухов, на месте мученической кончины последних защитников средневекового армянского селения не раз являлась Богородица.
Церковь в честь иконы Богородицы «Всех Скорбящих Радосте» действовала почти сто лет. Потом пришли большевики, село Насыпкой переименовали в Насыпное, колокольню разрушили тракторами, а под сводами купола устроили склад химических удобрений. В 1984 году пытались снести купол, но даже с помощью танка сделать это не удалось.
Восстановление церкви началось в 1996 году. В 2000 году она была заново освящена, и с тех пор богослужения здесь не прекращаются.
Архиерейское Подворье храма Святой Великомученицы Екатерины
Адрес: Феодосия, ул. Федько, 95, тел. 7-10-58 (напротив Автовокзала)
Настоятель: протоиерей Вадим Синичкин, клирик(второй священник) иерей Андрей(Шкурин), второй клирик(третий священник) иерей Сергей(Ширапов).
Церковь построена в 1892 году для рабочих-железнодорожников посёлка Сарыголь. В плане представляет собой равноконечный крест, входом служит портик с небольшой звонницей, украшенной невысокими, расширенными посередине колоннами. Осеняют церковь пять небольших куполов, окрашенных в синий цвет и усыпанных звёздами. Стены на невысоком цоколе расчленены по углам колоннами. Ярче всего в облике церкви запоминаются кокошники разных размеров – закомары, украшенные резным узором.
В 1901-1920 гг. в церкви св. Екатерины служил священник Андрей Иудович Косовский, расстрелянный советскими властями. В 2000 году синодальной комиссией по канонизации новомучеников Российских причислен к лику святых. В молитвах и богослужениях он поминается как Андрей Феодосийский. С 2018 по благословению Высокопреосвященнейщего митрополита Феодосийского и Керченского Платона постоянно совершаются Божественные Литургии в малом храме построенном на Архиерейском Подворье рядом с храмом святой Великомученицы Екатерины. Сей храм по благословению правящего Архиерея именуется как» храм Священномученика Андрея Косовского»(Феодосийского).
В 1937 году церковь св. Екатерины была закрыта и превращена в склад, но в 1941 году открыта немецкими властями и больше не закрывалась, оставаясь одной из немногих действующих церквей в Крыму. Одним из священников послевоенной поры был отец Макарий. Его имя встречается в воспоминаниях Анастасии Цветаевой, бывавшей в то время в Феодосии.
Сейчас бывший посёлок железнодорожников Сарыголь находится в черте города, церковь св. Екатерины расположена между железнодорожной станцией «Айвазовская» и городским автовокзалом. Вокруг неё вырос целый комплекс, включающий в себя помещения для воскресной школы, методического кабинета, библиотеки, новой трапезной и созданной и освященной по благословению митрополита Феодосийского и Керченского Платона часовни в честь Святой Блаженной Ксении Петербургской. . Среди недавно возведенных построек есть и новый храм с крестильней полного погружения, новая часовня, трапезная и др. постройки.
Казанский собор
Адрес: г. Феодосия, ул. Карла Маркса, 52, тел 3-00-23. (Недалеко от кинотеатра «Украина»)
Настоятель: благочинный Феодосийского благочиния митрофорный протоиерей Александр(Попов) . Клирик ,(второй священник) протоиерей Василий Бай, клирик (третий священник) иерей Виталий Зубкович
Казанский собор вместе с прилегающими к нему постройками был подворьем женского Топловского Параскевиевского Свято-Троицкого монастыря и тесно связан с ним своей историей. Собор был возведен в 1907 году, освящен в 1911 году. Построенный в традициях русско-византийского стиля, собор не обременен множеством архитектурных элементов и кажется лёгким, стройным, стремящимся в небо. Это впечатление создают полукруглые завершения стен, тонкие изящные колонны по углам здания, три соединенные между собой арки над входом. Купол собора напоминает шлем русского воина, под ним световой барабан с десятью арочными окнами.
В 1919 году был разграблен Топловский монастырь, пострадало и его подворье. Разграбленный храм долгое время пустовал, но в 1943 году был открыт немцами для расквартированных румынских войск. В апреле 1944 года Феодосия была освобождена, но храм не закрыли.
В 50-60 е годы собор обновили, его внутреннее убранство богато и величественно, стены покрыты художественной росписью. Деятельное участие в обновлении собора принимал Архиепископ Симферопольский и Крымский святитель Лука (Войно-Ясенецкий), здесь он служил Божественную литургию
Церковь во имя Введения во храм Пресвятой Богородицы
Адрес: Феодосия, ул. Красноармейская, 11,(рядом с Клубом порта) тел 3-70-02
Настоятель: протоиерей Александр Винник
Один из древнейших греческих храмов Феодосии, построенный ещё в эпоху средневековья. Мнения историков о дате постройки храма расходятся, но ограничиваются рамками VIII-IХ вв.
Первоначально храм выглядел как храм св. Димитрия на Карантине — древние греческие церкви Феодосии были очень схожи между собой. В 1854 году облик древней Введенской церкви несколько изменился – к ней сделали большую пристройку. Внутри церковь была украшена фресками и изящной резьбой по камню. Введенская церковь принадлежала греческой общине города. По воспоминаниям старожилов, служба здесь велась на русском и греческом языках.
Во Введенской церкви хранились драгоценные реликвии: изданное в 1766 году греческое Евангелие в малиновом бархатном окладе, украшенном серебром, серебряное кадило с изображением вокруг Спасителя двенадцати апостолов и надписью на греческом языке, из которой следует, что это кадило пожертвовал ключарь Феодор Толкадзис 10 октября 1300 года. Также в храме находилось серебряное блюдо, на котором было изображено Преображение Господне. Вокруг блюда шла греческая надпись: «5 июля 1700 года сие блюдо принадлежит церкви Преображения Господня и святой Варвары в Кафе, пожертвование полковника Спиридона». Неизвестно, где теперь находятся бесценные церковные вещи, сохранились ли они.
Во Введенской церкви служил иеромонах Варфоломей (Ратных), расстрелянный НКВД 10 февраля 1938 года. Священномученик Варфоломей канонизирован Русской православной церковью, день его памяти – 10 декабря.
В 1937 году церковь была закрыта, а активные члены греческой церковной общины расстреляны по обвинению в «шпионской контрреволюционной деятельности». Сама церковь тоже сильно пострадала: была разрушена колокольня, снесён купол, закрашены фрески, сбита резьба по камню. Внутри обезображенного храма устроили гимнастический зал с раздевалками и тренерской комнатой.
В 1993 году церковь возвратили верующим, и началось её восстановление. Купол и колокольню пришлось отстраивать заново. К сожалению, фотографии с первоначальным видом храма не сохранились, поэтому трудно было доподлинно установить, как он выглядел раньше, каково было его внутреннее убранство.
4 декабря 1993 года во Введенском храме отслужили первую службу. До сегодняшнего дня ведутся работы по восстановлению храма. Работает воскресная школа – и для детей, и для взрослых.
Храм во имя иконы Пресвятой Богородицы Иверская
Адрес: г. Феодосия, Карантин, ул. Портовая, 16.
Настоятель: протоиерей Антоний Репин
Принято считать, что храм, сложенный из дикого камня, возведен в XIV веке, но не исключено, что гораздо раньше. Он несколько раз перестраивался, к квадратному в начале зданию со стороны главного входа позднее примкнула вместительная пристройка. Внутри она разделена столбами, перекрытыми сводами с арками. Венчает храм купол на восьмигранном барабане с узкими окнами.
Внутри сохранились древние изображения из камня: лик Господа под куполом, в алтаре – Спаситель, его окружают двенадцать апостолов, по шесть с каждой стороны; слева и справа от алтаря фигуры Иоанна Крестителя и Николая Чудотворца. Вход в купольный зал обрамляет арка, украшенная ажурной каменной резьбой.
В прошлом стены храма были расписаны фресками, фрагменты которых еще можно было видеть в начале ХХ века. К сожалению, до наших дней они не сохранились.
Существует предание, что русский купец Афанасий Никитин, возвращаясь через средневековую Кафу из далекой Индии на родину, в Тверь, служил в Иверском храме благодарственный молебен о своем возвращении. Здесь, в Кафе, знаменитый путешественник прожил зиму 1474-1475 гг., обработал свои путевые записи и дал им название: «Хожение за три моря».
Иверский храм за долгую историю своего существования имел разные названия, одно из них – храм Иоанна Предтечи – встречается в литературе и сейчас. Название Иверской иконы Божией Матери появляется с 1858 года, когда священник Николай Трегубов с помощью благотворителей восстановил и заново освятил церковь.
Службы здесь совершались до середины 20-х годов, затем храм был закрыт и использовался под склад. В 90-е гг. его здание восстановили, провели реставрационные и дренажные работы. С 1995 г. здесь проводятся регулярные богослужения, двери храма открыты каждый день для всех желающих. Среди святынь храма есть старинная Касперовская икона Божией Матери, которая обновилась в июле 2003 г.
В летнее время каждый день от Иверского храма проводится экскурсия, благодаря которой каждый желающий имеет возможность услышать об истории древних православных храмов Феодосийского Карантина, посмотреть на византийские фрески храма св. Димитрия, прикоснуться к прохладным каменным стенам, хранящим в себе отзвуки давнего и славного прошлого.
Храм Афанасия архиепископа Александрийского
Каменная церковь на городском кладбище, построенная в 1864 на средства, завещанные А. С. Маринаки. Центрическая постройка в формах эклектики с шатровым куполом. Практически не закрывалась.
Адрес: респ. Крым, г. Керчь, ул. Пантикапейская, 1
Храм Успения Пресвятой Богородицы
Кирпичная пятиглавая церковь, построена по проекту арх. А. И. Карапетова. Освящена 15 февраля 1907. Была приписана к Александро-Невской церкви в Керчи. В советское время закрыта, здание использовалось как клуб. В 1943 вновь открыта и освящена как Успенская.
Свято-Покровский Храм
История Покровского храма началась 7 января 1819 г. В этот день Феодосийскому земскому суду предъявили план будущей церкви и подряд на её строительство. К слову, закладка нового храма была необходимостью, поскольку в те годы в Судаке был только один православный собор, да и тот находился вдалеке от жилого района. Новый храм строился исключительно на пожертвования прихожан, власть средства не выделяла. Значительный вклад в строительство Покровского храма внесли такие известные люди как граф И.П. Капнист, подполковник И.Ф. Жмелев, светлейший князь М.С. Воронцов, князь Д.В. Нарышкин, Таврический губернатор А.И. Казначеев.
Принято считать, что торжественная закладка Покровской церкви состоялась 20 сентября 1819 года. Об этом событии сообщала надпись на мраморной плите, вмонтированной в западную стену храма над входной дверью: «Во имя Покрова Пресвятыя Богородицы. Сооружен сей храм от воплощения Бога Слова в 1819 году, сентября 20 дня.» К сожалению, до наших дней эта памятная плита не сохранилась.
На самом деле закладка первого камня храма произошла в другой день. В рапорте протоиерея Василия Чернявского 1 октября 1819 года заложена по указу от Екатеринославской духовной консистории Покровская церковь в Судаке.
Первым священником судакской церкви Покрова стал отец Тарасий Дмитриевич Дмитриев, назначенный настоятелем храма с 27 декабря 1819 года, грек по происхождению. Он умер в 1847 году и похоронен с северной стороны от алтаря. Из назначенных в Судакский приход священников можно выделить таких известных как священник Валентин Томкевич (назначен 17 мая 1899 года) — являлся действительным членом Одесского общества истории и древностей и таврической ученой архивной комиссии. . Его стараниями было создано Покровское церковное братство в Судаке, открыта школа грамотности, преобразованная позднее в церковноприходскую школу. К тому же он был известным историком-краеведом, дружил с Л.С. Голицыным. Также в 1891 году был назначен священник Иоанн Полканов, который был известен как талантливый проповедник, его педагогические способности неднократно были отмечены светскими и духовными властями. Был отмечен множеством наград. В трагические годы войн, революции а начала красного террора в 1913 году настоятелем Покровского храма был священник Сергий Николаевич Зернов.
В последние годы в храме служил священномученик Иоанн Александрович Блюмович (1888-1938 гг.) В 1935 году о. Иоанн приехал в Судак и служил в Покровском храме. Был расстрелян 13 апреля 1938 г. по обвинению в руководстве «фашистской шпионской группой, которая одновременно ведет религиозную пропаганду».
Покровский храм был освящен в 1829 году. Тогда он выглядел не так, как сегодня. В основании он имел форму равноконечного греческого креста, посредине, на стройном восьмигранном барабане, возвышался большой купол. Четыре продольные части здания, примыкающие к середине храма, были перекрыты полукруглыми сводами, опиравшимися на вертикальные опоры.
В июне 1829 года начали подготовку к возведению колокольни. Проект колокольни разработал известный и талантливый зодчий И.Ф. Колодин. Судакскую звонницу решено было возводить в четыре яруса, отдельно стоящей от храма. Начался сбор средств. Значительный вклад внес попечитель Покровской церкви подполковник И.Ф. Жмелев, более двух тысяч ассигнациями собрали жители Судака.
Когда возвели первый ярус, деньги закончились, и строительство замерло более чем на десять лет. Как ни старались судакские жители, деньги на достройку колокольни они получили лишь в 1841 году. Завершилось строительство колокольни (высота более 30 метров) в начале 1843 года. В 1926 году колокольню варварски взорвали.
Храм в Судаке не однажды посещали представители императорской семьи. В 1868 году здесь побывала императрица Мария Александровна с дочерью Марией, сыном, будущим императором Александром III, и его супругой Марией Федоровной. В 1912 году император Николай II по дороге в Новый Свет сделал остановку в Судаке и посетил церковь. Сопровождавший его князь Л.С. Голицын обратил внимание царя на ветхость храма, пострадавшего при землетрясении 29 сентября 1869 года, и государь выделил деньги на ремонт.
Вплоть до 1936 г. в Покровском храме проходили богослужения, венчались, отмечались православные праздники, пока не пришло распоряжение об уничтожении святыни, на месте которой предполагалось построить Дом пионеров. Начало Великой Отечественной войны помешало исполниться этим планам, и на время немецкой оккупации Крыма собор даже возобновил службы. После окончания войны частично из-за отсутствия священника, частично по другим причинам храм Покрова Пресвятой Богородицы прикрыли вновь. Вспомнили о нём в 1962 году в связи с прошлой идеей об открытии Дома пионеров, которую всё-таки воплотили в жизнь. Ещё позднее в 80-е годы православном соборе Судака на несколько лет расположились ремонтные мастерские.
Преобразования церкви в клубное помещение и другие учреждения не могли не сказаться самым пагубным образом на внешнем и внутреннем облике храма: был разобран купол, утрачены иконостас и вся церковная утварь, искажена апсида, прорублены окна на уровне второго яруса, нарушена планировка храма.
Возвращение к жизни храма Покрова Пресвятой Богородицы началось в 1990-е гг. усердием митрополита Симферопольского и Крымского Лазаря. Стараниями бывшегонастоятеля Свято-Покровского храма и наместника Кизилташской обители — игумена Никона (Демьянюка) храм полностью расписали и сделали резной иконостас, при храме открыли библиотеку, видеотеку, читальный зал, видеозал, церковную лавку. В начале 2005 года начались строительные работы по воссозданию колокольни. За основу был взят отвергнутый когда-то проект архитектора Колодина. И снова потянулись в храм верующие, и снова зазвонили колокола. В 1996 г. художник И. Сахаров украсил внутреннее убранство церкви изображениями крымских святых. В Православном просветительском центре проводятся беседы со взрослыми, занятия с детьми в воскресной школе и кружках декоративно-прикладного искусства.
Покровская церковь является подворьем Кизилташского мужского монастыря святителя Стефана Сурожского, находящегося в 15-ти километрах от Судака.
дрес храма: Россия, 298000, Республика Крым, г. Судак,
ул. Ленина, д. 27.